Арчил Гомиашвили – киноактер, ресторатор, народный артист Грузинской ССР, наиболее известный благодаря роли Остапа...
РазвернутьАрчил родился 23 марта 1926 года в грузинском городе Читуре. Отец будущего актера в молодые годы жил в Москве, где учился в Школе красной профессуры. Вскоре он получил распределение на работу в Донбассе. Там отец Арчила занял пост председателя профсоюзов угольщиков. Сложные годы не прошли для семьи Гомиашвили без потерь. В конце 30-х годов глава семьи был репрессирован, и мальчик остался без отца до 1944 года. В 1940-м году Арчил поступил в художественный техникум при Академии художеств, расположенный в Тбилиси, где проучился до 1942-го. Гомиашвили настолько увлекся театром, что всерьез задумался об актерском образовании. Он оставил Тбилиси и отправился в столицу. Целью Арчила было поступление в Школу-студию МХАТ, в стенах которой актер успешно проучился вплоть до инцидента с дракой в кафе. После чего Арчилу пришлось уехать из Москвы. Вернувшись в родную Грузию, Гомиашвили был принят в труппу Академического театра имени Марджанишвили. Затем молодой актер переехал в портовый город Поти, где поступил в Театр имени Г. Эристави. Затем Арчила приняли в Русский театра имени А. Грибоедова. Тогда же состоялся дебют Гомиашвили в кинематографе. Его первой работой в кино стала роль Манташерова в фильме Степана Кеворкова «Лично известен», вышедшем на экраны в 1957 году. Лента рассказывала о деятельности революционера Камо, роль которого исполнил Гурген Тонунц. Затем Гомиашвили снялся в криминальной комедии Шалвы Мартащвили «Крот».
В 1965 году Арчил продолжил съемки во второй части трилогии о революционере в фильме «Чрезвычайное поручение». В том же году вместе с Софико Чиаурели Гомиашвили сыграл в комедии Михаила Чиаурели «Иные нынче времена». Плодотворный год принес также роль в комедии Гугули Мгеладзе «Простите, вас ожидает смерть». Сюжет этой ленты основан на необычном происшествии – девушка находит потерянную записную книжку с телефонами людей, которых собираются убить. В 1969 году Эразм Карамян и Степан Кеворков снова пригласили Арчила в свой новый проект – драматический боевик «Взрыв после полуночи». В 1971 году произошло событие, принесшее Гомиашвили известность. Леонид Гайдай выбрал тогда еще не очень известного актера на главную роль в своей экранизации бессмертного шедевра И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев». В пробах на роль гениального комбинатора Остапа Бендера участвовали Владимир Высоцкий, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Владимир Басов, Михаил Козаков и многие другие. Гомиашвили уже приходилось играть Остапа. Тогда это была театральная постановка режиссера Юрия Любимова «Похождения Остапа Бендера». Арчил гастролировал с этим спектаклем по всему Советскому Союзу. У Гомиашвили к тому моменту уже сложилось собственное видение этого образа, что повлекло за собой разногласия между актером и режиссером. В результате сложные отношения привели к новому инциденту. Когда после завершения съемок Гомиашвили не смог по первому требованию приехать на озвучивание, Гайдай использовал чужие голоса. Так Бендер начал говорить голосом Юрия Саранцева, а петь – голосом Валерия Золотухина. Этот эпизод настолько уязвил и разозлил Арчила, что актер не сдержался и окончательно разругался с режиссером. Впоследствии они не разговаривали на протяжении нескольких лет. После этой работы Гомиашвили не получал предложений от кинорежиссеров на протяжении шести лет. Его следующей киноработой стала роль потерпевшего Нукзара Папишвили в комедии Георгия Данелия «Мимино». Несмотря на то, что большая часть работ Арчила в кино была еще впереди, успех роли в комедии Гайдая перебить так и не удалось.
В годы перестройки Гомиашвили занялся бизнесом. Открыл клуб «Золотой Остап», который вскоре получил статус одного из самых престижных в столице. Ресторан клуба был назван лучшим в Европе. В середине 2000-х актер много болел. Арчил Гомиашвили умер весной 2005 года в результате тяжелой болезни, и был похоронен на Троекуровском кладбище.