Брайан де Пальма – американский режиссер и сценарист, снискавший за сорокалетнюю карьеру репутацию создателя...
РазвернутьБрайан де Пальма родился 11 сентября 1940 года в восточном городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Его отец Энтони Федерико работал хирургом-ортопедом. Режиссер унаследовал смешанные итальянско-американские корни. Его детство прошло между Филадельфией и Нью-Гэмпширом, где он сменил несколько протестантских и квакерских школ, а точку в среднем образовании поставил, окончив Friends’ Central School. Запоминающимся достижением Брайана на тот период стало получение приза за проект «Аналоговый компьютер для решения дифференциальных уравнений», созданный для участия в региональной научной ярмарке.
Впервые яркие впечатления от кинематографа де Пальма получил только в юношеские годы. Тогда, будучи студентом физического факультета Колумбийского Университета, молодой человек увидел фильм-биографию Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» и детективный триллер Альфреда Хичкока «Головокружение». Впоследствии он в качестве аспиранта посещал театральное отделение частного колледжа Sarah Lawrence College. Определяющее влияние на становление кинематографиста оказывали такие творческие гении, как Уилфорд Лич, братья Мэйслиз, Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар, Энди Уорхол и, конечно же, Альфред Хичкок. В 1963 году де Пальма совместно с Уилфордом Личем и Синтией Манро снял фильм-фарс, где сыграл молодой и никому неизвестный Роберт Де Ниро. Картина вышла в прокат спустя несколько лет, когда имя режиссера уже получило известность.
Поначалу Брайан зарабатывал на жизнь, снимая документальные фильмы. Одной из наиболее заметных работ того периода стала лента «Дионис», номинированная на премию «Золотой медведь». Также стоит отметить две комедии с участием Де Ниро – «Приветствия» и «Хай, мамаша!», интересные с точки зрения использованных кинематографических приемов. В начале семидесятых Де Пальма перебрался в Голливуд, где имелась возможность заниматься более масштабным кино. Его первый опыт сотрудничества с голливудскими производителями оказался крайне неудачным. Брайана пригласили снять комедию «Надо знать, где твой кролик», но в процессе работы кинокомпания Warner Bros. и звездный актер Том Смотерз выразили недовольство подходом новичка. В результате контракт был разорван, а фильм вышел на экраны лишь спустя несколько лет. Режиссер перешел к созданию психологических и криминальных триллеров. Одним из его первых удачных проектов стал мистический триллер с элементами хоррора «Кэрри», снятый по одноименному роману Стивена Кинга. Роли исполнили Сиси Спэйсек и Джон Траволта. Лента получила положительные отзывы критиков, принесла хорошую кассу и была номинирована на ведущие премии: «Оскар», «Золотой глобус» и «Сатурн».
Громкий успех позволил Брайану обратиться к темам и проектам, интересующим лично его. Так, еще с пятидесятых годов режиссера занимала идея экранизации научно-фантастического романа Альфреда Бестера «Человек без лица». Попытки адаптировать произведение для киноэкрана предпринимались Брайаном неоднократно. В результате вышла картина «Ярость» с Кирком Дугласом, Джоном Кассаветисом и Кэрри Снодгресс в главных ролях. Великий Стивен Спилберг позднее назвал фильм одним из наиболее значительных образчиков жанра, снятых в период с 50-х по 80-е годы. В 1983-м по кинотеатрам триумфально прошелся гангстерский боевик «Лицо со шрамом», а спустя десятилетие тему продолжил фильм «Путь Карлито». Обе картины оказались бесценным пополнением фильмографии Де Пальмы, отражающим перемены в его авторской манере. В период с девяностых по двухтысячные годы режиссер работал над самыми разноплановыми проектами. Некоторые из них (например, «Миссия невыполнима») имели солидный кассовый успех, другие («Костер тщеславия») – провалились в прокате. В 2012 году на экраны вышел детективный триллер Де Пальмы «Страсть». Картина была показана в рамках 69-го Венецианского кинофестиваля.