Дмитрий Меcхиев – популярный советский и российский кинорежиссер, известный по фильмам «Свои», «Механическая сюита»,...
РазвернутьДмитрий Дмитриевич Месхиев родился 31 октября 1963 года в Ленинграде (ныне –Санкт-Петербург). Дмитрий появился на свет в кинематографичекой семье: его отец Дмитрий Месхиев – был кинооператором, а мать Наталья Трощенко – режиссером.
С 18 лет Дмитрий был вовлечен в кинопроцесс, хотя, по его словам, вовсе не мечтал становиться режиссером. Парень работал на киностудии «Ленфильм» механиком съемочной техники. «После школы родители устроили меня на студию работать, я катал тележку с оператором. Мама хотела, чтобы я стал кинооператором, папа тоже, наверное… А когда я поработал, понял, что хочу быть режиссером, – вспоминает Дмитрий Месхиев. – Мой папа дружил с Марленом Хуциевым, и меня взяли во ВГИК. Не то чтобы по блату, но это сыграло роль. Я не скрываю, а что страшного? Почему у нас считалось, что рабочая династия – это хорошо, а кинематографическая – плохо?»
В качестве режиссера Дмитрий Месхиев дебютировал в 27 лет фильмом «Гамбринус» (1990), рассказывающем о завсегдатаях кабака и смутном «перестроечном» времени. Через год Дмитрий представил ленту «Циники» (1991), повествующую о революции 1917-ого года. В 1993 году Месхиев снял мелодраму по сценарию Валерия Тодоровского (также известного режиссера) – «Над темной водой» с Александром Абдуловым и Ксенией Качаловой в главных ролях. Фильм о девичьем выборе и любви удостоился внимания отечественных кинокритиков и был номинирова на Гран-при «Кинотавра», однако не победил.
Еще через пару лет Дмитрий представил одну из новелл ленты «Прибытие поезда» (1995), посвященной кинематографу. Картина была удостоена приза Берлинского кинофестиваля. В 1997 году вышли в свет сразу две картины 34-летнего режиссера: лента о подростковой любви эпохи «шестидесятых» «Американка» и комедия в декорациях начала 20-ого века «Бомба».
Через два года вышла мелодрама Месхиева «Женская собственность» (1999) с Константином Хабенским в главной роли. Фильм рассказывает о любви юного актера к увядающей диве.
Небывалый массовый успех принесла 38-летнему режиссеру лента «Механическая сюита» (2001) с Сергеем Гармашом, Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым и Сергеем Маковецким в главных ролях. Драматическая комедия на тему «как спрятать труп» на самом деле рассказывает о печальном положении дел в России. Столь иносказательная история, не лишенная юмора, прославила Дмитрия Месхиева среди зрителей самого дальнего уголка страны. Комедия также принесла Месхиеву номинацию на кинопремию «Ника».
Однако в тот год режиссер не одержал победу, но он вернулся за ней, спустя три года, уже в качестве автора ленты «Свои» (2004). Военная драма о событиях в псковском поселке стала вершиной творчества режиссера. «Свои» принесла Дмитрию не только премию «Ника», но и несколько побед на Московском международном кинофестивале. «У меня не было мечты сделать фильм о войне, я хотел – о деревне, а тут появился сценарий Валентина Черныха, в котором изображена деревня, да еще во время войны, что вдвойне интересно, – признает Дмитрий Месхиев. – Я никогда не снимал стрельбу, экшен, для меня это было совершенно новое, рискованное и очень интересное занятие».
Месхиев не лишен чиновничьих амбиций – он занимал пост председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга, с которого ушел не без скандал. Также режиссер возглавил Союз кинематографистов Петербурга.