Джон Форд (John Ford) – выдающийся голливудский режиссер и сценарист, создатель лучших вестернов в истории кино....
РазвернутьДжон Мартин Финей родился 1 февраля 1894 года в городке Кейп-Элизабет, ушел из жизни в 79 лет 31 августа 1973 года в Калифорнии. Джон был тринадцатым ребенком в семье ирландского иммигранта, который занимался торговлей. После окончания колледжа Джон продвигал ботинки и сандалии, работая в рекламном отделе обувной фабрики. От скуки 19-летнего парня спас родной брат Френсис, который работал актером и режиссером в Голливуде. Он и призвал кровинку в пекло киноиндустрии. На съемках Джон поначалу был мальчиком на побегушках. Но постепенно его стали вовлекать в кинопроизводство – начиная с 1914-ого года, Джон сыграл в 20 короткометражках. Спустя три года голливудской жизни Джон, который по следам брата взял псевдоним Форд, снял свой первый фильм. В 1917 он срежиссировал короткометражный вестерн «Торнадо», сценарий к которому написал вместе с братом, и сам же снялся в главной роли. С этого времени 23-летний Джон Форд не расстается с режиссерским креслом, он получает одобрение со стороны самого Карла Леммле – основателя киностудии Universal, который курировал создание сотен немых фильмов. Форд увлеченно снимает один вестерн за другим. Наибольшую популярность завоевал его фильм «Железный конь» (1924), для съемок в котором он задействовал рекордное количество статистов – 5 тысяч человек, а также 2 тысячи лошадей, 10 тысяч техасских быков и 300 бизонов. В фильме рассказывается о молодом человеке, который ищет убийцу отца, любовь девушки и мечтает завершить строительство трансконтинентальной железной дороги. В Голливуде продюсеры ценили Форда за организованность, доверяя ему крупные проекты. С появлением звукового кино Джон не сгинул в немом отчаянии, как многие коллеги. Его творческий потенциал напротив – расцвел. Хотя на десятилетие Форд оставил вестерны – он увлекся драмами, снимая по 3-4 картины в год. Первый звуковой фильм «Четыре сына» он снял в 1928-м году. А уже в 1934-м его лента «Потерянный патруль» о затерянном британском отряде, который постепенно истребляют враги, претендовал на «Оскар» за лучший саундтрек. Следом 40-летний режиссер снял историю любви на фоне войны «Мир движется вперед», которая была удостоена специальной рекомендации на Венецианском кинофестивале. Последующая работа «Осведомитель» (1935) – о любви повстанца и проститутки во времена войны за независимость Ирландии, – приносит Форду первый «Оскар» за лучшую режиссуру. Кстати, родная Ирландия – тема многих его работ. В 1936-м драма «Мария Шотландская» с Кэтрин Хэпберн удостаивается награды в Венеции. К теме Дикого Запада он возвращается в 1939-м, когда создает звуковой вестерн «Дилижанс» (фильм на 9-м месте в списке величайших вестернов в истории кино от Американского киноинститута). К Форду возвращается вкус к вестерну – все их он снимает в долине Монументов в штате Юта, и почти везде главные роли исполняют Джон Уэйн или Генри Фонда.
Форд создал много великих картин, не только вестернов. «Гроздья гнева», «Беглец», «Долгий путь домой», «Яркий свет солнца» и другие его работы стали культовыми.
Во Второй мировой войне Форд служил во флоте, а после – вернулся к режиссуре и создал множество выдающихся работ. Например, эталон фильма-вестерна – ленту «Искатели» (1956). Форд стал первым обладателем награды за вклад в развитие киноискусства Американского института кино.