Елена Григорьевна Драпеко – актриса театра и кино, депутат Государственной думы, заслуженная артистка РСФСР и...
РазвернутьЕлена Драпеко снялась более чем в шестидесяти картинах, но всенародную известность ей принесла роль Лизы Бричкиной в картине Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972), поставленной по повести Бориса Васильева. Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвященных теме войны. Картина была отмечена множеством наград, в том числе была номинирована на премию «Оскар» в 1973 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Елена родилась 29 октября 1948 года в городе Уральск (Казахстан) в семье военнослужащего, преподавателя политэкономии и учительницы истории. В раннем детстве Елена много переезжала вместе с родителями – из Уральска в Уфу, из Уфы – в Павловск. Школу она заканчивала в городе Пушкин Ленинградской области. «Отец мой был офицером, скитавшимся с семьей по необъятной советской стране. Моя мама из семьи староверов, получила строгое религиозное воспитание. Замуж вышла в неполные восемнадцать лет. Работала библиотекарем, очень любила литературу и историю, поэтому дома у нас всегда было много книг. Так что у меня рабоче-крестьянское происхождение. Родители мои были интеллигентами первого поколения». В детстве Лена обожала наряжаться в мамины туфли и кружевные накидки и перед зеркалом изображать любимых актрис. В двенадцать лет ее отдали в театральную студию при местном Доме культуры. В 1966 году Елена поступила в Ленинградский институт культуры им. Н.К. Крупской на факультет режиссуры. Елена Григорьевна вспоминает, как это было: «Шла мимо, и что-то ретивое взыграло — ноги сами привели. Как была в простецком платьице из ситца, так и пошла на консультацию. Прошла первый тур. А есть же у студентов примета: в чем сдал экзамен, в том же сдавай и дальше, иначе провалишься. И я в этом ситцевом платье, которое еле-еле прикрывало колени, сдавала все туры. И прошла. Спасибо платью!». Через два года она перевелась в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс Макарьева, который окончила в 1972 году. Сразу после окончания вуза актрису пригласили на студию «Ленфильм». За свою кинокарьеру Елена снялась более чем в шестидесяти картинах: в эпическом телесериале режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» (1973); в фильме-альманахе из пяти новелл Наума Бирмана «Шаг навстречу» (1975); в картине Владимира Шамшурина «Безотцовщина» (1976); в фильме Алексея Салтыкова «Полынь — трава горькая» (1981); в мелодраме Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» (1983) и других.
Однако всемирную любовь и узнаваемость актриса получила благодаря роли Лизы Бричкиной («А зори здесь тихие», 1972). Актриса вспоминала в интервью: «У Васильева в произведении было написано: румяная деревенская деваха, кровь с молоком, решительная. А я была бледная, худенькая и прозрачная девочка из интеллигентной ленинградской семьи. Играла на скрипочке, походка — в третьей позиции, как обучили в балетных кружках. Ростоцкий стал искать другую актрису. Пересмотрели всех. Но никто не соответствовал образу. В итоге жена сказала Ростоцкому: “Если ты режиссер, то у тебя и швабра заиграет. А внешность у Драпеко такая, что за нее надо отдельные деньги платить”. Режиссер стал со мной работать как с актрисой. Мне поменяли грим, сделали вологодские скулы, веснушки, выработали походку, пластику, говор.… После того как “Зори” вышли на большой экран, я нередко слышала у себя за спиной: “Вот она пошла, что в болоте утопла!” У меня часто спрашивают, а не боялась ли я тонуть в болоте. Да актер за хорошую роль готов выпрыгнуть из самолета без парашюта! А роль Лизы Бричкиной стала моей звездной ролью, но не в том смысле, как теперь это понимают. Это не звездность поп-дивы. Это роль, по которой я потом строила всю свою жизнь. В Лизе я находила то, что сама считаю добрым в людях: искренность, непосредственность, готовность прийти на помощь в трудный час. Лиза как будто смотрела на меня с теми четырьмя девчатами откуда-то с небесной высоты и спрашивала: “А туда ли ты, девонька, идешь? А так ли ты живешь на земле?” Известная сцена “В бане” — одна из первых сцен “ню” в советском кинематографе. Ростоцкий утверждал, что эта сцена очень нужна, ведь на протяжении всей картины девушки предстают пыльными и черными. А режиссеру важна была идея, что на войне убили не просто женщину, девушку — убили красоту, будущую мать, убили любовь. Ему нужно было показать прекрасное тело, которое губит война».
После этой картины актрису стали много снимать. Елена признавалась, что испытывала искушение развивать «линию Лизы Бричкиной» — образа, полюбившегося зрителям. Но подходящего случая не представилось. С начала 90-х годов Елена Григорьевна перестала сниматься в кино и активно занялась политикой. В 2007 году была избрана депутатом Государственной думы пятого созыва от партии «Справедливая Россия».
Дочь Елены Драпеко, Анастасия, выпускница петербургской гимназии при Русском музее, работает на телевидении.
На творческих встречах бывшую актрису часто спрашивают, почему она бросила сцену. На что она отвечает: «Мне очень жаль, но так сложилась моя судьба.… И я испытываю огромную радость и удовлетворение, когда мне удается помочь этим людям. Считаю, что моя работа как общественного деятеля, как депутата — это еще и мой человеческий и гражданский долг перед той первой моей ролью, перед Лизой Бричкиной, перед теми зрителями, которые поверили мне и полюбили меня. Я всю жизнь старалась быть достойной героини, которую сыграла».