Актриса и модель Джейн Фонда родилась в 1937 году в Нью-Йорке в семье известного актера Генри Фонды. Таким образом,...
РазвернутьПоначалу, закончив Нью-Йоркскую Актерскую Школу, она играла в театре и выступала как модель, а кинорежиссеры, наоборот, не воспринимали ее как серьезную актрису, приглашая ее в свои фильмы в основном из-за привлекательной внешности. Ее актерские качества были признаны только в начале 1960-х годов после фильмов «Прогулки по беспутному кварталу» 1962 года и «Воскресенья в Нью-Йорке» 1963 года. Собственно, не имеет смысла рассказывать о ее успехе или вкладе в развитие американского кинематографа, можно просто перечислить полученные Джейн Фондой награды - 2 премии «Оскар» (и еще 5 номинаций на эту премию), 6 «Золотых Глобусов», 2 премии «БАФТА» и еще бесчисленное количество номинаций на всевозможные мировые премии. Интереснее то, что в 1969 году в период брежневского «застоя», когда государственная политика в отношении отечественного кино стала резко ужесточаться, а многие советские режиссеры проходили по различным процессам, в СССР показали фильм Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Этот фильм был очень удобен для партийных чиновников в смысле агитации - в нем показан один из самых трагичных периодов истории США - депрессия 1930-х годов. Кроме того, Джейн Фонда, к этому времени уже пожившая во Франции со своим первым мужем Роже Вадимом, была вовлечена в активную политическую деятельность своим вторым мужем - Томом Хайденом. И тут начинается другая история, отдельная от ее актерской карьеры, и, возможно, даже помешавшая ее развитию.
Дело в том, что Джейн Фонда не просто придерживалась левых взглядов (ее второй муж состоял в партии «новые левые»), а отличалась сильным радикализмом. Она близко общалась с «Черными пантерами» - радикальной афроамериканской коммунистической организацией промаоистского толка, активно выступала против войны во Вьетнаме (и даже совершила поездку туда, в ходе которой общалась с вьетнамскими солдатами и осматривала зенитные установки), спонсировала расследование «Зимние солдаты», которое давало ветеранам Вьетнамской войны возможность рассказать о военных преступлениях, свидетелями которых они были, а также называла американских летчиков «голубоглазыми убийцами», а Никсона - «новым Гитлером». Она неоднократно выступала на радио, призывая простых солдат отказаться от участия во Вьетнамской войне. Можно бесконечно перечислять ее гражданские действия в этом направлении, и, конечно же, все они не могли не повлиять на ее актерскую карьеру - в начале 1970-х годов она перестала сниматься в кино, вернувшись к этому лишь в 1976 году. Однако и в фильмах того периода видна ее резкая позиция по вьетнамскому вопросу, а основанная ею кинокомпания «ИПС филмз» также выпускала фильмы с большой социальной подоплекой.
В 1990 году Джейн Фонда снова уходит из кино на этот раз с тем, чтобы зрители помнили ее молодой. Снова играть она стала уже только в 2005 году.
Бесспорно, Джейн Фонда - великий человек, вложившийся не только в искусство, но и в социальную жизнь, сделавший все возможное для установления мира и выявления несправедливости. Пройдя путь от любимицы зрителей до «врага нации» и обратно, она сыграла в громадном количестве фильмов, известных всему миру.