Пол Верховен (Paul Verhoeven) – именитый голландский режиссер, создатель кинематографических хитов «Вспомнить все»,...
РазвернутьПауль Верхувен (так произносится его имя на родном голландском языке) родился в Амстердаме 18 июля 1938 года. Прежде чем заняться кинематографом, Пауль окончил университет Лейдена, где увлеченно изучал математику и физику. Одновременно с этим он посещал курсы Нидерландской киноакадемии. «Всю свою юность я угрохал на физику и математику и ни разу не пожалел об этом, – рассказывает режиссер. – И то, и другое учит тебя оперировать в уме большими структурами. А это вещь, которую тебе никогда не даст гуманитарное образование».
Первые фильмы Пол начал снимать с двадцати двух лет. Его дебютной работой стала короткометражная лента «Een hagedis teveel» (1960). После окончания университета Пол устроился на телевидение. Полноценным масштабным проектом он занялся в 31 год, когда познакомился с актером Рутгером Хауэром. Вместе они поставили сериал «Флорис» (1969), повествующий о голландском страннике Робин Гуде. Спустя пару лет Пол представил зрителям свою полнометражную работу – комедию «Дело есть дело» (1971). Лента посвящена жизни труженицы из района Красных фонарей, эпицентра греха, наркотиков и извращенцев. Влюбившись, героиня начинает понимать, что чувства и бизнес несовместимы.
Если комедией о проститутках дебютант Пол мало кого удивил, то уже второй полнометражной лентой он вызвал настоящий скандал. Фильм «Турецкие наслаждения» (1973) с тем же Хауэром в главной роли рассказывает о любви бунтующего скульптора-хиппи к несовершеннолетней рыжеволосой бестии. Драма шокировала публику, обеспечив начинающему режиссеру звание кинобунтаря и первое бесспорное признание – номинацию на премию «Оскар». Впрочем, его одновременно обвинили в излишней откровенности. «Мне нравится реалистичность человеческой похоти, которая есть в моих фильмах, – парировал режиссер. – Я голландец, а голландцы всегда старались быть максимально достоверными. Босх был маниакально реалистичен. Посмотрите на его картину "Блудный сын": там изображен бордель, а рядом стоит человек и ссыт себе под ноги. Вы никогда не увидите такого у итальянцев или французов. Так работали только голландцы. Они выжигали идеализм реализмом. И я делаю то же самое».
Следом Пол Верховен поставил еще одну картину о проститутке «Кити-вертихвостка» (1975), а затем фильм о Второй мировой войне в Нидерландах «Солдаты королевы» (1977), мелодраму о байкерах «Заводные» (1979) и экранизацию романа известного писателя Герарда Реве «Четвертый мужчина» (1983). В 1985 году 37-летний режиссер впервые снял англоязычный исторический фильм «Плоть + кровь» (1985). После этого он перебрался в Голливуд и принялся за коммерческое кино.
Спустя два года 49-летний Пол представил зрителям первую американскую ленту «Робокоп», удостоившуюся премии «Оскар». Новые статуэтки, славу, громкий успех и финансовые рекорды обеспечили последующие проекты: фильм «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером и эротический триллер «Основной инстинкт» (1992) с Майклом Дугласом и Шэрон Стоун. Однако «Шоугелз» 1995 года провалился в прокате и даже получил «Золотую малину». Пол не поддался унынию – более того, режиссер впервые в истории антипремии появился на церемонии вручения. Следом он обратился к фантастическому жанру, сняв «Звездный десант» (1997) и «Невидимку» (2000). В 2006 году Верховен вновь достиг пика популярности: его созданная в Нидерландах лента «Черная книга», которая рассказывает о еврейке немецкого происхождения, спасающейся от нацистов, удостоилась теплых отзывов критиков и многочисленных призов, включая победу на Венецианском фестивале.
Пол Верховен примерный семьянин, воспитавший троих детей.