Аки Каурисмяки — финский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, открывший новую веху в истории финского кинематографа,...
РазвернутьУ Аки есть старший брат Мика, который также является одним из лучших финских кинематографистов. В 1981 году старший брат Мика пригласил Аки исполнить роль в черно-белой комедии «Лжец». Картина была его Дипломной работой в Мюнхенской школе кино и телевидения. Тогда же вместе братья организовали собственную кинокомпанию «Villealfa», где первым снятым фильмом стал «Сайма-явление». Совместная работа братьев рассказывает о повседневной жизни трех популярных финских рок-групп. Музыкальные коллективы путешествуют на арендованном пароходе по самому крупному озеру страны и дают концерты в маленьких городах. Выступления чередуются с интервью участников. Уже в этой ленте появились первые черты авторского режиссёрского почерка. Картина повествует об однообразии повседневности с помощью целого комплекса различных художественных средств. Подобный подход к изображению обыденного не мог не породить особого зрительского интереса.
Первой полнометражной работой Каурисмяки стала картина «Преступление и наказание». Фильм был снят по мотивам одноимённого романа Ф.М.Достоевского и рассказывал о мести студента юрфака за смерь своей невесты. Режиссер поместил главного героя в череду запутанных обстоятельств, выход из которых не очевиден даже на первый взгляд. Продюсером картины выступил старший брат Мика Каурисмяки. Следующей большой работой стала абсурдистская трагикомедия «Союз Каламари». Лента была посвящена французскому поэту и кинодраматургу Жаку Преверу и французскому поэту и художнику Анри Мишо. Первый получил признание как реформатор свободного стиха без рифмы, но с внутренним ритмом. Второй же твёрдо стоял за полное стирание границ между реальностью и фантастикой, как в искусстве, так и в жизни. В 1986 году режиссёр снял мелодраму «Тени в раю», повествующую об истории любви кассирши из супермаркета и мусорщика на фоне городских окраин. Фильм стал первой совместной работой с финской актрисой Кати Оутинен и положил начало длительному сотрудничеству. Лента стала первой в авторской трилогии о лузерах, куда позже вошли фильмы «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики».
В следующем году на экраны вышла драма нуар «Гамлет идёт в бизнес». Режиссёр перенёс действие пьесы Уильяма Шекспира в настоящее время. Гамлет Каурисмяки – наследник состоятельного бизнесмена, которому не терпится захватить контроль над компанией отца. Главные роли в фильме исполнили телевизионный комедийный актёр Пиркка-Пекка Петелиус и Кати Оутинен. По мнению Аки, кинофарс «Гамлет» имеет самый счастливый финал среди всех его прочих работ. В 1988 году режиссёр создал драму «Ариэль», рассказывающую о безработном шахтере, которого ошибочно обвинили в преступлении. Эта лента получила приз ФИПРЕССИ, а Туро Пайала - звание «Лучший актер» на Московском кинофестивале. В следующем году в прокат вышла приключенческая музыкальная комедия «Ленинградские ковбои едут в Америку». В картине были изображены приключения музыкальной рок-группы из Сибири, которая отправилась в поисках известности и успеха в Соединённые Штаты. В картине ребята путешествуют на арендованном «Кадиллаке» вместе со своим свирепым менеджером и трупом замерзшего в тундре басиста. Спустя несколько лет режиссёр снял продолжение фильма под названием «Ленинградские ковбои встречают Моисея».
В 2002 году Аки Каурисмяки создал одну из своих лучших работ - драму «Человек без прошлого». Лента получила 98 % положительных отзывов на сайте Rotten Tomatoes. В том же году фильм получил Гран-при жюри Каннского кинофестиваля под председательством Дэвида Линча. Кати Оутинен была удостоена награды как лучшая актриса. В 2003 году картина получила номинацию на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Но режиссёр, придерживающийся собственных моральных принципов, бойкотировал посещение церемонии. Этим шагом Аки подчеркнул протест против войны в Ираке. Помимо этого фильм получил несколько номинаций на премию «European Film Awards», приз ФИПРЕССИ за «Фильм года», а также номинацию на премию «Сезар» как «Лучший фильм Евросоюза».